В начале 90-х годов XX века группа научных сотрудников, возглавляемая доктором медицинских наук, профессором Л.Спиваком совместно с сотрудниками Института акушерства и гинекологии РАМН им. Отта, стала проводить необычные для традиционных направлений этого института исследования измененного состояния сознания рожениц, или трансперсональной психологии. В переводе с медицинского на традиционный русский, ученые самого высокого ранга стали заниматься еще недавно кощунственным и даже мракобесным делом: исследованием случаев выхода психической сущности человека (души) из тела и ее контактов с коллективным бессознательным (по Юнгу), а то и просто Богом или иными духовными сущностями. А теперь сразу назовем цифру: явление выхода из тела переживали, по оценке разных исследователей, от 4 до 8% рожениц, и это учитывая только тех, кто рискнул или захотел поделиться с исследователями своими переживаниями и впечатлениями. А теперь сопоставьте эту цифру с сотнями миллионов женщин, рожающих каждый год, и наберется статистика, которая и не снилась самому Моуди. Более того, в руках Л.Спивака и его сотрудников оказался совершенно иной человеческий контингент, иной в смысле отношения к телесной жизни. Большой процент информаторов Моуди, переживших собственную клиническую смерть, это люди пожилого возраста, измученные болезнями или просто уставшие от жизни. Люди, чья психическая сущность (душа), оказавшись вне бренного и изрядно надоевшего тела, вдруг ощутила все прелести и преимущества бестелесного состояния и не хотела больше в него возвращаться. Многие информаторы Моуди честно признавались, что зачастую (да простят читатели эту вульгарность!) их выставляли оттуда пинком под зад. И они при этом упирались, как Адам и Ева, изгоняемые из рая. Второе отличие контингента Моуди - это кратковременность их пребывания там, в пределах обратимой клинической смерти, то есть 4-5 минут. А что можно успеть сделать за столь короткое время, если предположить, что события там, по крайней мере с "новобранцами", происходят в реальном времени? Разве что насмерть перепугаться, осознав, что умер. Судя по данным исследователей, ситуация с роженицами не всегда полностью адекватна клинической смерти, если она, разумеется, не вызвана большой потерей крови. В родильных домах не раз отмечались случаи, когда мнимая клиническая смерть продолжалась при активной работе реаниматоров полчаса и более, причем в этой ситуации в организме роженицы не происходили изменения, не совместимые с жизнью. Как выразился один из сотрудников профессора Спивака, роды - это такое уникальное состояние женщины, когда может наблюдаться двойной выход из тела: новой жизни (ребенка) и ее собственной прежней, в виде психической сущности. Но вот тут-то и обнаруживаются принципиальные различия между контингентами информаторов Спивака и Моуди: роженицы - это в громадном большинстве молодые или средних лет женщины, в основном здоровые, а не больные, и гораздо сильнее связанные с телесной жизнью, чем с духовной: светская жизнь, сексуальные и прочие развлечения, забота о семье, а главное, о родившемся ребенке. Такая женщина, оказавшись в бестелесной оболочке, вряд ли за считанные минуты резко изменит свою психическую сущность, а тем самым и земные привязанности на новые ощущения бестелесного состояния. Если хотите, ее будет тянуть назад долг А ведь если верить информации Моуди, его контингент всеми силами (психическими) сопротивляется усилиям реаниматоров вернуть в бренное тело ускользнувшую душу. У рожениц же сама душа зачастую рвется назад, тем самым способствуя усилиям врачей. Здесь следует также вспомнить эксперименты Г.Дюрвиля, полковника де Роша, Ш.Ланселота и др. из французского общества психических исследований, которые в конце XIX - начале XX века с помощью специальных приемов выделяли из тела человека его "эфирного двойника" и производили с ним, как с разумной сущностью, различные опыты, причем достаточно длительные. Здесь, разумеется, не могло быть и речи о клинической смерти испытуемого. В какой-то степени выход из тела рожениц (непроизвольный) находится где-то посередине между выходом из тела при клинической смерти и управляемым выходом в экспериментах того же Дюрвиля. В отечественных СМИ часто перепечатывался рассказ одного врача, который столкнулся с явлением выхода из тела роженицы. Ее "эфирный двойник", полюбовавшись на себя со стороны, решил слетать домой и посмотреть, что там делается. Причем во время этого путешествия он заметил массу бытовых деталей. И при этом, заметьте, никаких тоннелей со светом в конце, ангелов и толпящихся покойных родственников. Позже, при возвращении домой, картина увиденного там была подтверждена изумленными свидетелями, даже не подозревавшими, что в тот момент в комнате присутствовала ее невидимая сущность. Нет смысла сейчас обсуждать, был ли этот конкретный случай в действительности придуман ради сенсации журналистом: в архиве профессора Спивака достаточно много аналогичных случаев, зачастую подтвержденных другими действующими лицами.