Первые описания феномена появились в российской печати в 1864 году в журнале ВМФ «Морской сборник», в трудах Географического общества, а также в дальневосточной прессе. И уже в первом сообщении возникла путаница с названием клипера, экипаж которого был свидетелем явления. В разных СМИ того времени судно называется то «Вестником», то «Всадником», а то и «Наездником», хотя все остальные детали события практически полностью совпадают. 16 июля 1864 года клипер «Вестник» находился неподалеку от входа в Сиамский залив. Стояла тихая южная ночь, когда вахтенный Тимофеев (звание нигде не указывается) заметил впереди по курсу у горизонта два ярких, пульсирующих световых пятна. «Вестник» шел прямо на одно из них, и когда приблизился к пятну, то оно оказалось состоящим из движущихся по кругу световых образований, похожих на спицы двадцатиметровой толщины, наполовину погруженные в воду. Сначала у вахтенного возникла мысль разбудить капитана, но тот разрешил тревожить себя лишь в чрезвычайной ситуации, которой, как показалось вахтенному, в эту ночь не возникло. На всякий случай Тимофеев приказал рулевому изменить курс, чтобы пройти между двух огней, а помощника рулевого послал на грот-мачту, чтобы посмотреть на странное явление сверху. Помощник крикнул, что видит справа и слева по борту два светящихся и вращающихся колеса в виде десяти-двенадцати изогнутых спиц без обода диаметром около четверти мили каждое и со скоростью вращения около десяти оборотов в минуту. Причем колеса справа и слева вращались в разные стороны. При прохождении клипера между колесами характер их вращения и размеры не изменились, каких-либо звуков и других явлений отмечено не было. Когда клипер оставил этот странный феномен за кормой, впереди по левому борту на расстоянии мили было замечено еще одно светящееся и вращающееся колесо, только меньших размеров. Общее время наблюдения явления, пока оно не скрылось за горизонтом, составляло около 20 минут. Весьма схожее явление наблюдала команда английского военного корабля «Вэлчер» 13 апреля 1879 года в Персидском заливе. На этот раз два огромных световых колеса, находившиеся под водой, имели по 16 спиц. Они тоже вращались в разные стороны, причем концы лучей двигались со скоростью около 130 километров в час. В 1889 году в Сиамском заливе английский винтовой пароход «Урсула» встретил одиночное светящееся колесо диаметром 0,1 мили (около 180 метров). Капитан Чалмерс, чтобы справиться с мистическим ужасом команды, а возможно, и под влиянием крепкого рома, приказал рулевому изменить курс и идти на таран. «Урсула» прошла по колесу без всякого вреда для себя и для него, лишь оставив за кормой светящуюся кильватерную струю, которая, однако, не была вовлечена во вращение, а постепенно погасла. В 1901 году капитан корабля «Кильве» записал в вахтенный журнал, что встретил светящиеся колеса, вращавшиеся в воздухе над поверхностью моря. В 1909 году с корабля «Бинтаг» наблюдали светящиеся колеса в глубине моря. Явление наблюдалось в Малаккском проливе. В 1927 году пассажиры парохода «Ост» в Бенгальском заливе видели светящееся колесо, которое трижды изменило направление вращения с интервалом в пять минут. И уж совсем уникальное и грандиозное явление наблюдали в 1967 году с теплохода «Гленфоллох». Два гигантских соосных колеса, диаметром не менее двух миль (3704 километра!), вращались в воздухе одно над другим. Причем в разных направлениях. В центре колеса наблюдалась ступица диаметром около 30 метров, «из которой исходили спицы, похожие на валы белого светящегося тумана, пролетавшие над поверхностью воды». Капитан торгового парохода «Ченту» в том же районе рискнул пройти сквозь такое колесо. Согласно записи в вахтенном журнале, «волны светящегося тумана шириной до десяти метров, толщиной 2-3 метра и отстоящие друг от друга на 10-15 метров, проносились вокруг судна со скоростью не менее 30 метров в секунду». Чарльз Форт, описывая аналогичный случай 1906 года в Османском заливе, приводит странное наблюдение экипажа судна: им казалось, что лучи не задерживаются корпусом корабля, а проходят сквозь него. Наблюдали подобный феномен и экипажи советских кораблей. В 1973 году экипаж черноморского теплохода «Антон Макаренко» встретился со светящимся колесом в Малаккском проливе. По видимому, ему первому удалось наблюдать явление от начала до конца. Примерно в 2 часа ночи вахтенные заметили на воде светящиеся пятна, приняв их за обычное свечение моря. Внезапно отдельные пятна начали превращаться в полосы шириной 10-15 метров, радиально расходящиеся от судна. Затем концы полос загнулись в одну сторону, образовав громадное колесо, которое с нарастающей скоростью стало вращаться против часовой стрелки. Через некоторое время эта световая феерия вновь распалась на отдельные пятна и исчезла. Экипаж научного судна «Владимир Воробьев» наблюдал в Бенгальском заливе вращение под водой восьми белых светящихся лучей длиной по 200 метров. Явление наблюдалось около 30 минут. В июле 1976 года экипаж теплохода «Новокузнецк» прислал в радиоцентр Ленинградского морского порта экстренную телеграмму: «В заливе Гуаякиль у носа судна возникли светящиеся полосы длиной по 20 метров. Две другие полосы приблизились к борту судна. Затем в 100 метрах впереди судна из воды поднялся огненный шар, облетел его, завис на несколько секунд на высоте около 20 метров над поверхностью моря, а затем снова опустился в воду». В 1999 году российский теплоход «Орион», плававший под камбоджийским флагом, в Южно-Китайском море наблюдал сразу четыре светящихся колеса, вращавшихся попарно в разные стороны. Диаметр каждого превышал 200 метров. Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить природу этих колес, но сделанных специалистами, которые никогда их не видели. Наиболее часто говорится о свечении морских микроорганизмов и животных под действием сейсмических волн от подводных источников. Но в пробах воды, взятых с борта «Владимира Воробьева», а также голландского судна «Роттердам», прошедших через центры колес, никаких светящихся организмов обнаружено не было. Тем более подобные гипотезы не объясняют возникновение колес в воздухе и полос светящегося тумана над водой. Ссылка на деятельность НПО или подводных цивилизаций тоже вряд ли продуктивна, так как объясняет одну загадку другой. Других удовлетворительных объяснений этого феномена пока нет. Единственное, что удалось установить при анализе десятков случаев наблюдения только за последние 30 лет, это локализация феномена в районе Южно-Китайского моря, Сиамского и Бенгальского заливов, а также Молаккского пролива, где сосредоточено свыше 90% всех наблюдений гигантских светящихся колес.
|